Елизавета Боярская и Михаил Ефремов в сериале "Мур"
Продюсеры двух нашумевших фильмов – “Ликвидации” и “Исаева” – вновь обратились к веку минувшему. На этот раз их внимание привлекла серия детективных романов Эдуарда Хруцкого “Отдел по борьбе с бандитизмом”, по мотивам которых написан сценарий 20-серийной картины “МУР”. Как два предыдущих сериала, этот также богат на звездные фамилии: в нем снимаются Михаил Ефремов, Марина Александрова, Елизавета Боярская, Игорь Лифанов, Владимир Гостюхин, Александр Домогаров и другие.
События разворачиваются в Москве в годы войны. Главный герой Иван Данилов, начальник Отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска, распутывает одно дело за другим, предотвращает спланированные немцами диверсии в прифронтовой столице и ловит бандитов. Исключительно положительный герой. По крайней мере именно таким его создали режиссер “МУРа” Эльер Ишмухамедов и сценарист Одельша Агишев. Они же придумали ко всем прочим достоинствам Данилова то, что он родом из дворянской семьи, знает три языка – английский, немецкий и французский. Обращается к матери на “вы”. И вообще, благороден, честен, порядочен. Неудивительно, что в пробах на главную роль побывали ведущие российские артисты. А победил Михаил Ефремов.
Вообще-то для него в “МУРе” был написан другой персонаж – разгульный хохмач Никитин, под него же придумывались яркие эпизоды, без которых Ефремов в кино – не Ефремов. Однако Ишмухамедов в своих долгих поисках Данилова решил попробовать и Михаила Олеговича.
- Сначала все напряглись, когда я пригласил на пробы Михаила, – рассказывает он, – все-таки есть уже привычные образы, роли, в которых он частенько выступает. И они уж никак не вязались с тем героем, которого мы искали. Но он нас всех удивил…
Одного не подозревал Ишмухамедов, утверждая Ефремова, – как нелегко ему будет с ним не рассмеяться на площадке. Михаил не может войти в кадр без шутки. Ни одна репетиция не обходится без его импровизаций. Пока осветители, операторы и реквизиторы выстраивают будущую сцену, актер не теряет времени даром. Одетый в темный костюм сыщика Данилова, он с серьезным видом входит в комнату, держа тяжелый аккумулятор от камеры, и как ни в чем не бывало спрашивает: “Аккумулятор не нужен?” Еще через пару секунд, откопав где-то пустой стакан из-под колы из “Макдоналдса”, спрашивает, никто ли не заказывал доставку? Исследуя реквизит в своем кабинете, выстроенном в павильоне “Мосфильма”, с недовольным видом замечает: “Ну ничего себе! Телефон не работает! Ручки не пишут! Чернил нет! А они еще хотят, чтобы я дела расследовал!!!”
Пока вся группа смеется над его выходками, режиссер “разводит” сцену проходов героев. И даже реплика Ефремова: “А давайте кто-нибудь съедет на перилах” остается незамеченной для Ишмухамедова. За это невнимание Ефремов, улучив момент, решает подговорить операторов разыграть режиссера. Ведь тот в соседней комнате смотрит трансляцию с их камер. Вот Михаил и придумывает, чтобы операторы подключили к монитору Ишмухамедова какой-нибудь посторонний диск, вот бы он удивился! Впрочем, дальше слов дело не идет…
Как только звучит команда “мотор!” – Ефремов мгновенно преображается. Никаких шуток – все строго по сценарию. Хотя, если дублей одной и той же сцены приходится снимать много, Михаил может и тут сымпровизировать. В одной из сцен героиня Марины Александровой, которая тоже работает в МУРе, приносит ему заботливо завернутый в салфетку бутерброд. Артист тут же предлагает режиссеру:
- Вот что я придумал для характера своего персонажа. Я, как Данилов, люблю тухлую колбасу. Поэтому предлагаю положить бутерброд в сейф, а через 15 дней посмотреть, что получится…
Но прозвучал “мотор!” – актер собрался и… Бутерброд был так заботливо завернут в салфетку, что с первого раза ему не удалось до него докопаться. На втором дубле удалось едва-едва его развернуть. На третьем показались и хлеб, и колбаса… За это время Ефремов успел проголодаться. И когда снимали четвертый дубль, быстро развернул принесенное Александровой угощение и мгновенно засунул в рот. “Я же голодный… Война”, – объяснил он режиссеру дожевывая. Но тут Ишмухамедов был непреклонен: “Он не должен так есть. Данилов должен быть опрятным, эстетичным, красиво вкушать!” Вздохнув, Михаил соглашается: “Никаких импровизаций? Ску-уу-чно…”
Однако скучно с Михаилом Ефремовым на площадке “МУРа” не бывает. И, как признается Марина Александрова, которая играет главную женскую роль в картине:
- Михаил задает обстановку на площадке. Благодаря его шуткам не зацикливаешься на роли, и реакция во время съемки первична. Вообще, с Ефремовым я впервые работаю на площадке, хотя знаю его давно и по “Современнику”, и за пределами театра, знакома с его дочками, женой Соней… У нас сразу с ним сложились отношения. Мне с ним интересно играть в любовь.
Хотя изначально Марина Александрова пробовалась в “МУРе” совсем на иную роль. Ей предстояло стать роковой красавицей Инной, женой одного из коллег Данилова, его, кстати, играет муж Марины Иван Стебунов. Но Ишмухамедов в результате проб утвердил Александрову на роль возлюбленной Данилова. И теперь по иронии судьбы со Стебуновым на съемочной площадке она вообще не пересекается.
- Конечно, роль Инны – мечта для любой актрисы, в ней больше негативных красок, она выигрышная. Но режиссер увидел меня менее роковой и положительной. А это играть сложнее… – признается Марина.
Сложно сказать, насколько роль Инны выигрышна. По крайней мере, если смотреть на Елизавету Боярскую, которую Ишмухамедов утвердил на нее в результате, не сразу понимаешь, как эта красивая девушка могла согласиться так себя изменить. Серый цвет лица, синяки под глазами, платок на волосах, многочисленные юбки, надетые одна на другую, растянутые кофты.
- Это еще ничего! – смеется актриса. – Моя героиня Инна еще и “Беломор” курит без остановки, и “Бимбер” пьет стаканами… Но признаюсь, это счастье для актрисы – показать себя с другой стороны. В таком образе я могу позволить себе попробовать что-то новое, не то, что мне привычно при моих внешних данных. Инна – жертва той жуткой эпохи и заложница собственной красоты. Она шла по улице, и начальник охраны Сталина заприметил ее, затащил к себе в машину. Ей пришлось играть по его правилам, во имя любви к мужу. Потому что иначе судьбу ее любимого поломали бы, как и тысячи других. Только это ее не спасло… И в конце мы видим ее опустившейся, потерявшей себя и свою любовь.
Впрочем, несмотря на трагичность сцен, которые играет Елизавета Боярская, едва на площадке оказывается Михаил Ефремов, она отвлекается от внутренних переживаний героини.
- Для меня Миша – человек-оркестр, человек-праздник. Без таких людей на площадке тоскливо. И я знаю, что говорю, мы с ним работали и на “Иронии судьбы-2”, и на “Парке советского периода”.
Только режиссер не поддерживает юмор артиста, ведь героине Боярской предстоит… сцена повешения.
- Инна, – обращается Ишмухамедов к актрисе по имени героини, – не обращай внимания на его фиглярство! Мне нравится, как ты собираешь состояние.
- Не переживайте, – успокаивает Лиза, – Михаил только помогает мне держать себя в тонусе.
Ирина Данилова, 28 мая 2010 г.
Посмотреть фото из фильма
|