ЛИЗА БОЯРСКАЯ О ВОЙНЕ
1 мая на экраны выходит картина о Великой Отечественно Войне «Матч», главные роли в которой исполнили Сергей Безруков и Елизавета Боярская. Актриса рассказала о работе над фильмом и своем отношении к празднику Великой Победы
- Ты была знакома с трагической историей «матча смерти» до съемок в фильме?
- К сожалению, не была, в чем мне очень стыдно признаваться. Хотя мне казалось, что я хорошо знаю многие истории Великой Отечественной войны с разных сторон. Но об этой истории я узнала только из сценария.
- Насколько, по твоему мнению, близок к историческим фактам фильм «Матч»? И бралась ли в расчет советская пропаганда, несколько исказившая историю этого матча?
- Мифы советской пропаганды сейчас потихоньку разоблачаются, поэтому на это событие мы смотрим все-таки уже с точки зрения сегодняшнего дня. Что касается правдоподобности, нас уже об этом неоднократно спрашивали: знаем ли мы, что на самом деле все было не так? Что расстреляли не всех футболистов, кого-то раньше, кого-то позже?.. Когда речь идет о художественном произведении, всегда можно говорить о каком-то допуске. Ведь когда мы обсуждаем «Титаник», например, вряд ли мы уверены, что все было в точности до миллиметра именно так, как показано в фильме, правда? Хотя можно не сомневаться, что Кэмерон постарался на славу, чтобы точно воспроизвести все события. Но все равно – художественный фильм подразумевает допуск, который будет максимально кинематографичен и ярок. Тем более, что в «Матче» мы не отходим от реальных событий, просто делаем их более концентрированными, потому что у нас всего полтора-два часа, чтобы рассказать эту историю. Так что все допуски в фильме художественно оправданы.
- Есть ли у тебя любимый фильм о войне? Что из западного кино, посвященного Второй мировой, можешь выделить?
Да, есть. Я назову два – «Летят журавли» и «Дом, в котором я живу». На западе тоже много хороших фильмов. Мне очень нравится картина «Пианист», «Список Шиндлера», безусловно. И еще мне нравится фильм «Бункер». Хоть я в нем и снималась, меня в кадре немного, поэтому я смотрю на него отстраненно. Вообще, иностранные фильмы о войне более узконаправленные: это, как правило, что-то про лагеря, гетто или отдельные битвы. А вот такое, как мы обычно снимаем, в западном кино вряд ли можно найти.
- Ты уже далеко не в первый раз играешь с Сергеем Безруковым. Что можешь сказать о работе с этим человеком, о его актерском таланте?
- Партнерство с Сергеем каждый раз большая радость. С ним очень интересно. Он невероятно энергичный, темпераментный и зажигательный человек, фантазер и абсолютный трудоголик. Даже если ты сам по себе – скучный и пассивный, он все равно заведет тебя. Я как-то раз упомянула, и, мне кажется, это правильное сравнение: он как спичка и спичечный коробок, и даже если ты промок насквозь, он все равно тебя зажжет и согреет огнем своей энергии. Я сама – человек инициативы, поэтому нам с Сережей вдвойне интересно, потому что мы с ним всегда объединяемся в придумывании каких-то деталей и обстоятельств для наших героев, подробностей их взаимоотношений. Тем более у нас есть и совместный театральный опыт (спектакль «Сирано де Бержерак»), а это всегда сказывается, когда потом работаешь в кино. Когда ты встречаешься с новым партнером, всегда сначала идет этап знакомства, притирки, потом вы учитесь разговаривать на одном языке, понимать друг друга. В нашем с Сережей случае на «Матче» эти этапы были позади, поэтому мы как бы просто с листа начали дуэтом играть новое произведение. Если представить, что мы два музыкальных инструмента, я уже знаю его партию, тембр, тональность, и он знает то же самое обо мне. Это очень здорово, когда ты так хорошо знаешь партнера и можешь сразу вступить с ним в гармоничный дуэт.
- Каково твое мнение, останется ли праздник Дня Победы актуальным через 20-30 лет, когда не останется в живых участников и свидетелей событий тех лет?
Очень хороший и грустный вопрос… Я очень надеюсь, что останется. Для меня лично этот праздник от года к году не становится ни на йоту менее значимым. Мне кажется, это отношение передается с кровью и плотью от родителей, на уровне генов. Для меня 9 мая – один из важнейших праздников. Я в этот день ничего не могу с собой поделать – все время плачу. Каждый год хожу на парад (в этом году была в Волгограде, обычно – в Петербурге), дарю ветеранам цветы, мне хочется благодарить их, а на глаза наворачиваются слезы. Может быть, людьми моего поколения все это воспринимается так живо, потому что воевали наши бабушки и дедушки, которые потом либо с охотой рассказывали о войне, либо всегда молчали на эту тему… Может быть, в младшем поколении такого отношения уже нет. Но мы обязаны это воспитывать. Мне бы очень хотелось, чтобы это поддерживалось. Но как будет через несколько десятилетий? Сложно сказать. Судя по опыту Отечественной войны 1812 года, все потихоньку все равно, наверное, угаснет.
- Что ты думаешь об «оцветлении» пленок «17 мгновений весны» и «В бой идут одни старики»? Действительно ли это так необходимо для популяризации советского военного кинематографа среди юношества?
Не думаю, что это необходимо. Но если это кому-то интересно, то почему нет? Я вот еще не видела ни одного раскрашенного фильма. Для меня война – это в первую очередь черно-белое кино, хотя я очень люблю и современные российские фильмы о Великой Отечественной и смотрю их с не меньшим интересом. «Брестская крепость», например, - поразительный фильм, которым я восхищаюсь. Животрепещущий, глубокий, трагичный. Настоящий. И он цветной, и я не представляю его себе черно-белым. Но те фильмы, которые в сознании остались нетронутыми, как кадры документального кино, я предпочитаю смотреть в классическом виде.
Алина Краснова, COSMOPOLITAN, апрель 2012
|