В предверии выхода в прокат приключенческого фильма "Беглецы" с Елизаветой Боярской в главной роли редактор GRAZIA Наталья Сысоева поговорила с актрисой об экстремальных съёмках, секретах семейного счастья и планах на ближайшие двадцать лет.
GRAZіА: В фильме вы играете немую девушку. В кадре не произнесли ни слова?
Лиза: Да, это действительно так. Честно говоря, я даже озадачилась тем, чтобы найти человека, владеющего языком глухонемых. Правда, в итоге это мне не пригодилось. Во-первых, в ходе репетиций и разговоров с режиссером мы поняли, что у моей героини проблема не врожденная, а появившаяся в результате психологической травмы. А во-вторых, она живет в глухой тайге - откуда же ей знать этот язык?! Но все равно какие-то элементарные знаки, которые могут быть понятны зрителю, мы оставили. Однако в кадре действительно приходилось всю дорогу молчать. В каком-то смысле мне было лучше всех! Всегда перед съемками, если текст сложный, учу его за несколько дней, если простой - то накануне. А тут, пока другие зубрили слова, я вечером только читала, какую сцену снимаем завтра, и сразу же шла спать!
GRAZіА: Роль далась вам сложно?
Лиза: Конечно, было непросто. Обычно ты многое можешь выразить словами, а здесь - только взглядами и жестами. Плюс ко всему фильм позиционируется как экшен. И во время активных действий нужно было успеть вложить в происходящее какой-то смысл.
GRAZіА: Расскажете немного про сюжет?
Лиза: Это история о беглом каторжнике, которого играет Петя Федоров. Его преследуют «охотники за головами», а так как он политический заключенный, то за поимку назначили большую сумму. К тому же герой попадает на золотой прииск, и перед преследователями встает сразу несколько задач - поймать его и получить деньги, а заодно и найти прииск. Убегая от них, персонаж Петра встречает мою героиню - Устю.
GRAZіА: Какое необычное имя!
Лиза: Вполне распространенное для начала прошлого века. Мне проект импонирует тем, что это такая попытка создания русского вестерна, хотя авторы и называют его «истерном». Заинтересовал и жанр, и возможность познакомиться с таежным бытом, который нечасто увидишь в кино. Мы работали на Алтае - в местах, где ни у кого не ловили мобильные. Да и жили, честно говоря, как аскеты. Это были одни из самых трудных для меня съемок и по физическим затратам, и по условиям.
GRAZіА: И что оказалось самым сложным?
Лиза: Все было нелегко. Например, я знала, что у нас запланирована сцена, где нужно ездить на лошадях. Поэтому честно занималась верховой ездой на ипподроме в Питере. Но для работы нам привезли необъезженных милицейских животных. Петю конь попросту сбросил - было очень страшно и опасно. Однако мы несмотря ни на что залезли на лошадей и поскакали через поле. Причем никто ведь не разведал, что за местность. И разумеется, оказалось, там куча оврагов. Как мы ноги не переломали, одному богу известно! Но в итоге в фильм вошел один такой кадр, где скачут две маленькие фигурки, - могли бы и дублеров задействовать. Потом сцена драки - нельзя сказать, что очень сложная, но все-таки каскадерская, с ударами приклада в живот. Еще я стреляла из ружья, а это такой звук, что ходишь потом весь день как контуженый. Ну и как мы с Петей тонули в болоте. Снимали эпизод уже под Москвой, но нам выкопали настоящую яму и залили ее отвратительной жижей. Он тонул так, что только нос торчал, а я его вытаскивала. Наверное, я уставала и потому, что я уже была беременна сыном, но тогда об этом не знала.
GRAZіА: По-настоящему опасная работа!
Лиза: Конечно! Самые экстремальные съемки, которые у меня были!
GRAZіА: Вы экстремальный человек?
Лиза: Вообще нет. Предпочитаю лежать на диване и читать книжку.
GRAZіА: Получается, кино для вас - возможность для выхода скрытой энергии?
Лиза: Да! Давно это поняла. В жизни я очень спокойная, а роли у меня прямо противоположные, особенно в театре. Видимо, именно там «выхлопы » и происходят. Как негатива, так и просто невостребованной энергии.
GRAZіА: Осенью у вас выходят два телевизионных проекта - «Долгий путь домой» и «Охотники за головами». Назовите хотя бы по одной причине, почему их стоит посмотреть?
Лиза: На мой взгляд, «Долгий путь домой» - будущая страсть домохозяек! Это поколенческая семейная сага, где есть все: свадьбы, разводы, любовь. Чистой воды мелодрама, но по-настоящему интересная! Честно говоря, никогда не стремилась сниматься в мыльных операх. Сама их не смотрю и вообще равнодушна к подобным историям, но меня уговорили прочитать сценарий, и я не пожалела! Не могла оторваться, читала, плакала в голос и смеялась, а это такая редкость сейчас... Конечно, сразу согласилась, хотя понимала, что шестнадцать серий и главная роль - это подписаться минимум на шесть месяцев, а в итоге получилось, что на год. Но оно и к лучшему, потому что на съемках я обрела чудесных друзей. Сюжет у сериала отличный, думаю, он найдет отклик у зрителей. Плюс ко всему очень точный кастинг. Знаете, когда есть попадание, то работает и сюжет. Понимаешь, что все на своём месте. Я уверена в успехе сериала.
GRAZіА: А что с «Охотниками за головами?
Лиза: Абсолютная противоположность! Даже думаю, будут его в прайм-тайм показывать или нет? Такая кровавая, наркотично-припадочная история. Но очень стильная, красиво снятая, динамичная, наглая. И хотя мне не нравится это выражение, сделанная абсолютно по-американски. Я очарована молодым режиссером Иваном Шурховецким, с которым работала впервые. Совершенно безбашенный человек и катастрофически талантливый. Он настолько упертый! Порой мы приходили на площадку и полдня не снимали, потому что Иван добивался того, чтобы все детали выглядели так, как он видит. И это очень здорово! У меня есть повод и для личной гордости. Почти все артисты, которые снимались в «Охотниках», — наши питерские ребята, кроме исполнителя роли главного героя, прекрасного Филиппа Янковского.
GRAZіА: Для вас прямо важно, чтобы было «питерское»!
Лиза: Не то чтобы важно. Раньше я об этом не думала, а тут посмотрела и поняла, что в работе задействованы все, кого я знаю по театрам. Совсем «домашняя заготовка».
GRAZіА: Сейчас вы часто в Петербурге бываете?
Лиза: Пока я там все время. Сегодня приехала в Москву на один день.
GRAZіА: Репетируете новый спектакль?
Лиза: Нет, я была в отпуске с ребенком. Просто устала, да и, честно говоря, ничего интересного мне пока не предлагают. Но скоро вернемся. И я буду жить в Москве, а в Питер ездить играть спектакли.
GRAZіА: В прошлом интервью Grazia вы говорили, что не знаете, что такое отдых. Этим летам удалось выяснить?
Лиза: Да я только тем и занималась! Сама решила так все устроить. Мне везло в последние полтора-два года с работами, они были настолько разные и качественные, что не вижу смысла приниматься за то, что мне сейчас предлагают. Если бы реально встал вопрос о заработке, то, конечно, я бы соглашалась. Но, к счастью, это не так! Максим много снимается. А я предпочитаю играть только в театре и знать, что я на правильном пути!
GRAZіА: У вас много действительно сложных ролей. Что вам помогает прийти в себя после непростых съемок и спектаклей?
Лиза: Дом, семья и ребенок. Он сразу отвлекает от этого бреда и тяжелого настроения. Я быстро перестраиваюсь и легко переключаюсь. У меня нет такого, чтобы я долго-долго отходила от образов. Просто сняла костюм, побежала домой, приготовила мужу ужин, посидела с малышом. Бывает, конечно, физическая усталость, с которой ничего не поделаешь. Кстати, интересно, как дети все чувствуют. Если ты буквально вползаешь в дверь, то ребенок тебя особо мучить не будет, а просто попросит книжку ему почитать. Так трогательно! Возможно, это хорошее качество для артиста, когда он долго выходит из роли, но у меня его однозначно нет!
GRAZіА: Вы - оптимистка?
Лиза: Да, но и реалистка! Я верю в то, что все всегда заканчивается хорошо, но не строю иллюзий и понимаю, что, если чего-то не будет, значит, не будет. И не делаю из такой ситуации драму. В этом, наверное, оптимизм и заключается: принимаю все как должное, но ничего не считаю трагедией.
GRAZіА: С супругом Максимом Матвеевым вы составляете очень гармоничную пару. А как вы считаете, чего нельзя позволять себе в отношениях?
Лиза: Во-первых, никому не на пользу излишняя критика. Во-вторых, нужно стараться быть отходчивым и ставить себя на место другого.
GRAZіА: Вам удается?
Лиза: Да! За четыре года знакомства и три - брака мы с Максимом ни разу не ссорились. Лишь однажды я вспылила, когда кто-то его обманул. И, переживая, сказала что-то вроде: "Какого черта они с тобой так поступили?!» Но это был даже не конфликт, а мои переживания. Мы не повышаем друг на друга голос. Конечно, это наша общая заслуга - например, я никогда не вступаю в споры. Если у мужа плохое настроение, не буду к нему лезть лишний раз. Считаю, что нужно чувствовать человека, которого любишь, и подстраиваться под него, а не навязывать ему свои желания. Еще необходимо принимать его интересы. Например, Максиму нравится заниматься спортом, делать что-то руками - я только за! Понимаю, что мужу нужно тратить время и на себя, а не только на меня и сына. Ведь у каждого из нас должно быть личное пространство. И если я вижу что он пришел уставший, то просто помолчу, потому что так будет лучше. Или наоборот, если требуется - поддержу и расспрошу о проблеме. Мне кажется, это элементарно - больше думать не о себе, а слушать своего человека. И тогда все естественно получается.
GRAZіА: А кто у вас дома хозяин?
Лиза: Конечно, Максим! Но я не отстаю!
GRAZіА: И напоследок — можете поделиться своими мечтами и планами на ближайшие лет эдак двадцать?
Лиза: Я бы хотела, чтобы у нас было как минимум двое детей, а то и трое! Мечтаю обрести высокий статус в театре и именно на сцене показывать только хорошие работы. А в кино - если появится возможность заниматься проектами самостоятельно и не в качестве актрисы, будет здорово! Может быть, у меня получилось бы сочинять, снимать, даже продюсировать. Пока я это исключаю, но в фантазиях - почему нет?! Все переиграть невозможно, да и надо ли... Мечтаю делать то, что интересно, - может, в кадре, но не исключено, что и за пределами. Я люблю кино и надеюсь, что в нем разбираюсь, поэтому думаю, что в любом качестве смогу приносить пользу.
Наталья Сысоева, GRAZіА, сентябрь 2014
За сканы благодарим Татьяну Нефёдову.